Скоро в
школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В
стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с
ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к
вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может
сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно
организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.
В ваших силах создать в семье именно такую
обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и
позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в
школе комфортно.
1. Чаще делитесь с ребенком
воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого
Начало школьной жизни — большое испытание для
маленького человека.
Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое
отношение к школе.
Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких
людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие
исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям
прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.
Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни
и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть
информацией, которая позволит ему не теряться
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как
зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит
свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет
ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в
порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того,
как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную
процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место
ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши
(карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).
Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!
И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и
неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем
блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро
собрать в детский сад.
В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о
предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут
ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь
успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное
тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила:
«Нет!».
5. Не старайтесь быть для ребенка
учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений
Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут
растеряться в присутствии незнакомых взрослых.
Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать
игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень
нравится играть вместе с родителями.
Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей.
Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется
место для совместных игр детей и взрослых.
Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в
любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь
невозможно.
6. Научите ребенка правильно
реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и
демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться
с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените
правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные —
проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических
неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как
отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а
не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка — зеркало
семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны
войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь
трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и
команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в
вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и
стремится подражать во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство
уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке
так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим
нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы
зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для
себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует
спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к
специалисту.
9. Приучайте ребенка к
самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем
более взрослым он себя ощущает.
Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать
пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с
большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок
потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это
будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько
вечеров.
10. Научите ребенка самостоятельно
принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в
человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного
воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и
подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех
членов семьи на выходные дни - еще более сложное дело . Приучайте ребенка
считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое
мгновение общения с ребенком
Если ребенок помогает вам выпекать праздничный
пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.
Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и
активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки
печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу
изложите сразу и больше не повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол
четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку.
Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на
свой крючок, выключить свет в ванной.
Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на
слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.
Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
12. Учите ребенка чувствовать и
удивляться, поощряйте его любознательность
Обращайте
его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.
Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое
высокое...
Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.
Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.
Учите ребенка чувствовать.
Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его
любознательность перерастет в радость учения.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий